Граффити — искусство
или хулиганство? Общество с этим вопросом еще не определилось, а каждый уличный
художник решает его по-своему.
В Лондоне разыскивают
Бэнкси. Это nick самого прославленного на сегодня граффитиста мира. Его работы
уже продаются на аукционах за серьезные деньги, однако по-прежнему неизвестно,
кто он. Человека, который расписывает стены и заборы под покровом ночи, причем
делает это талантливо, остро и на актуальные темы, множество раз пытались
выследить (ищут пожарные, ищет милиция), но он неуловим. Оставил вопль на
вольере слона в лондонском зоопарке: «Выпустите меня! Здесь плохо пахнет…»,
изобразил миротворцев, вооруженных автоматами. А недавно расписал стены клиники
сексуального здоровья молодежи в Бристоле, и это так понравилось персоналу, что
те выступили в защиту закононепослушного анонимщика перед властями (в
Великобритании, как и во многих других странах, несанкционированные надписи на
стенах объявлены вне закона и квалифицируются как вандализм).
Но что мы о далеких
островах. Есть граффити и на уральской земле. О явлении «царапания стен»
(именно так — «нацарапанный» — буквально переводится итальянское слово на русский
язык, БСЭ) как моде, хулиганстве и искусстве поговорим и с самими художниками,
и с теми, кто освобождает город от их художеств.
Две точки зрения на явление
Когда въезжаешь в
новый дом, свеженький, только что выстроенный, с подстриженными газонами во
дворе, и уже через пару недель наблюдаешь, как двери подъездов и стены
покрываются невнятными каракулями, вряд ли рассуждаешь об искусстве. Кто-то
обращается в ТСЖ: «Сделайте что-нибудь!», а наиболее активные сами пытаются
«поймать за руку» любителей ночного стенописания. Пройдя по любому крупному
уральскому городу, можно убедиться, что сегодня на уровне вытянутой руки и
приставной лестницы он представляет собой один огромный холст для неизвестного
художника, имя которому граффитист. Или аэрозольный террорист. Или просто
уличный хулиган.
Если же
поинтересоваться мнением художников, в том числе вполне благонамеренных, о
смелых любителях аэрозолей можно услышать много хорошего. В целом точка зрения
профессионалов такова. Граффити — полноценный вид изобразительного искусства,
имеющий право на существование. К тому же сегодня пользующийся особой
популярностью. Истоки увлечения им заложены в человеческой природе: ребенок
бессознательно тянется закрасить любое свободное пространство. Граффити
занимает пограничное положение между нормой поведения и отклонением от нормы.
Но какое настоящее искусство в момент рождения вело себя примерно и не
встречало противодействия со стороны общества? Мнение художника Бориса
Хохонова: «Граффити — это здорово, потому что делается с любовью. В искусстве
сегодня многое определяют деньги, заказ, а здесь — только внутренняя
потребность. Но в семье не без урода. Всегда найдутся люди, зашедшие, простите,
в туалет, чтобы самовыразиться в тесном соседстве с унитазом». Впрочем, и в
других сферах искусства имеются как вершины, так и дно.
Хип-хоп прорыв
В Екатеринбургском
музее изобразительных искусств в начале октября состоялся уникальный проект
«Навигация улиц vol.3, или Хип-хоп прорыв». В субботний день пространство
большого выставочного зала, свободное в тот момент от экспозиций, было
предоставлено течениям молодежной субкультуры. «Сделайте круг шире, если не
желаете получить ногой по носу!» — взывала ведущая соревнований по хип-хопу и
брейк-дансу. Ребята с гибкими телами и своеобразной пластикой, в банданах и
облегающих шапочках демонстрировали свои умения. Параллельно за столами шли
другие соревнования — знатоков стилей и направлений граффити.
Один из организаторов
фестиваля Олеся Зырянова (училась у знаменитого Льва Шульмана, затем создала
собственную танцевальную студию «21 dance») познакомила с его участниками.
«Вот, например, Лука. (В этой среде господствуют не имена, а nick’и. — М.Р.).
Ему 13. Мог бы стать нормальным художником, но с девяти лет рисует граффити,
увлечен им, изучает его. Так, в виде букв, он выражает свою личность».
Представители движенческой и рисовальной субкультур тесно общаются. Олеся
рассказала, что ее школа-студия шикарно расписана граффитчиками: «Люди смотрят
и говорят: вот, блин, было бы это нарисовано не на стене, стояла бы картина в
музее».
Инициатор акции со
стороны музея Изо, научный сотрудник отдела современного искусства Юлия Иванова
относится к пограничной культуре без предвзятости и считает, что она не меньше
прочих требует внимания. Альтернативное и традиционное искусство уже
встречались во время проведения майской акции «Ночь в музее». «Прорыв» был
задуман как их дальнейшее движение навстречу, обоюдное освоение нового
пространства. Однако хоть ребята и оказались на новой для них территории, они
варились в собственном соку, это была их внутренняя туса. Они не меняли
отношение общества к себе, да и вряд ли к тому стремились.
Не хобби, а сама жизнь
Этого человека мне
рекомендовали как одного из ведущих граффитистов Екатеринбурга. Опытный,
титулованный, востребованный, имеет заказы за границей. Представился: «Виталий.
Владимирович. Фамилия не важна». Искусство граффити молодо: корифею 23 года.
Совмещает учебу в УралГАХА и трудовую деятельность в качестве дизайнера.
— Виталий
Владимирович, что для вас граффити?
— Прежде всего
творчество. Неограниченные возможности самовыражения. Я не играюсь термином
«граффити», я этим живу. То, что это просто надписи на заборах, — стереотип,
который нам со временем удастся изменить. Многие молодые люди, почувствовав
моду, берут в руки баллончики с краской и считают себя художниками. Но
количество не всегда переходит в качество. Граффити — изображение, связанное со
знаком. Здесь существует определенный язык, набор ключевых символов, которые
надо знать — и на их основе создавать свое. Цель любого артиста — собственный
стиль, яркий и узнаваемый, с помощью которого можно передать некую идею.
— Что важнее для
граффити: идея, концепт — или изображение само по себе?
— В граффити очень
важен визуальный ряд, но он не должен быть бессмысленным. А для кого-то это
спорт, экстрим, азарт, и тогда в цене спортивные критерии: скорость,
количество. Такой подход не всегда имеет отношение к искусству.
— Вас не смущает, что
граффити, как все уличное искусство, долго не живет? А как же вечность?
— В современном
искусстве существуют направления, не рассчитанные на протяженность во времени:
различные акты, перформансы. Street-art быстротечен: сегодня изображение есть,
завтра его нет. Важен максимальный эффект, заряд энергии, которую художник
вкладывает в единый момент времени. Он делает это для себя.
— Можно ли поставить
граффити на коммерческие рельсы?
— Граффити
востребовано: есть спрос на роспись ночных клубов, ресторанов, парков. Особенно
— квартир, интерьерное граффити. Аэрозоль — совершенный способ нанесения
изображения, прекрасный инструмент, которым я овладел на улице, а теперь
использую внутри домов. Не игнорирую и традиционные инструменты художника —
кисть, карандаш. Сегодня существует мощная индустрия граффити, в нее входят не
только предприятия, производящие краски, но и фирмы, выпускающие перчатки,
маркеры, специальную бумагу, журналы, наконец. Но для себя я четко разделяю
коммерческое и творческое граффити.
Стена стене рознь
Всякое явление,
зародившееся спонтанно, со временем требует изучения, систематизации,
определения его места и введения в рамки. Можно ли договориться с
граффитистами, как-то упорядочить их неуемную энергию? Негативные оценки
граффити обществом связаны не с качеством изображения, мол, это не искусство
(мало ли чего далекого от искусства присутствует на наших улицах и не вызывает
даже раздражения), а с местом его нанесения. В 20 субъектах Российской
Федерации с граффитистами решили бороться: приняты законы о штрафах за уличное
хулиганство, к которому относят и несанкционированные надписи и рисунки в
общественных местах. (А мэр Лондона, например, которого графи-творчество особо
достало, вообще предлагал отрубать пальцы застигнутым на месте «преступления».)
Но все ужесточения вызвали лишь прилив энергии сопротивления: «Ура, нас
заметили, так держать!». У граффитистов привычно оборонительная позиция: они
готовы к обвинениям, нападкам, значит, им приходится защищаться, а лучший метод
защиты давно известен.
В ряде городов России
уличные художники, понимая, что жить в обществе и быть свободным от общества
нельзя, сами создали своеобразный «кодекс райдера», запрещающий расписывать
жилые дома и здания, являющиеся культурной ценностью. По мнению Юлии Ивановой,
у местных поклонников street-arta тоже действует такой кодекс, но неписаный,
например, рисовать на стенах музея для них неприемлемо, а тот, кто это делает,
становится изгоем. Вообще, считает Юлия, следует воспользоваться зарубежным
опытом и официально выделить ребятам место, где они смогут делать все что им
угодно.
Но есть сомнения в результативности такого шага. В самой природе граффити
заложен элемент преодоления всяческих рамок, необходимость полной творческой
свободы. «Вкуснее» рисовать там, где нельзя, где запрещено, где опасно. Кроме
того, картины, перенесенные с улицы в легитимные пространства, во многом
утрачивают силу. Например, группа художников расписала заброшенные дома в
Припяти. Там дети наблюдают с балконов взрыв на станции, играют с атомным
ядром, как с мячом, людские силуэты вызывают неработающий лифт… Упорядоченные в
интернет-галерею, «граффити призраков» лишились значительной части
психологического воздействия.
Street-art в разрезе
В современном обществе
в отношении искусства заметны две противоположные тенденции. С одной стороны,
раздаются призывы вывести его на площади из замкнутых музейных ниш. Движение
«искусство в общественном пространстве» находит все более широкую поддержку, в
том числе у власти. С другой стороны, уличное искусство по сути своей
агрессивно. Оно не спрашивает, хотим ли мы его, оно открыто навязывает себя,
собственную эстетику.
И потому все чаще его желают «отправить в резервацию»: мол, стены — не для
рисунков, для них есть холсты, а улицы — не для картин, на то есть музеи.
Несколько лет в
столице Урала с большим успехом осуществляется проект «Длинные истории
Екатеринбурга». Его цель благородна: сделать среду обитания более культурной.
Роспись бетонных заборов дозволяется тем, кто победил в результате творческого
конкурса, то есть приличный художественный уровень произведений
гарантирован.
О кульминации организаторы позаботились, но не продумали «послесловие». Что
остается от «длинных историй» потом, после того, как их рассказали? К сожалению,
ощущение неухоженности улиц и неумытости стен. Уличное искусство более прочих
подвержено недоброжелательному воздействию климата и публики. Заботиться нужно
не только о создании шедевра, но и своевременном его уничтожении — смывании.
В противоборстве двух
тенденций время от времени устанавливается подвижное равновесие, в котором мы и
пребываем сейчас. Не замечать — невозможно; запрещать — бесполезно;
договориться и понять — нужно пытаться, хоть результат не очевиден. А пока все
то же: спрейщики работают ночью, а уборщики — днем.
Дополнительные
материалы:
Смываться надо!
Уличные художества
обходятся городу очень дорого, комментирует ситуацию заместитель председателя
комитета благоустройства администрации Екатеринбурга Тамара Благодатова:
— За внешний вид стен
домов отвечают собственники зданий. В ведении Комитета благоустройства
находятся подпорные стенки, гранитные тумбы, подземные переходы. Их
освобождением от надписей мы и занимаемся. Существуют современные технологии
обработки стен специальными растворами, безболезненно для покрытия смывающие
рисунки. Выпускаются высоконапорные мойки с применением мелких песков,
работающие в щадящем режиме. Но все эти методы дорогостоящие, например,
пятилитровая канистра раствора стоит около 30 тыс. рублей. Постоянно их
использовать невозможно. Поэтому чистку городских стен мы проводим обычно к
торжествам: к 1 мая, Дню победы, Дню города. Только для очистки подпорных
стенок в Историческом сквере и на прилегающих территориях тратим около миллиона
рублей за один раз. Конечно, пытаемся решить проблему цивилизованным путем,
облечь процесс в культурные рамки. Но далеко не все ребята, занимающиеся
стеномаранием, готовы включаться в организованные проекты. Можно выделить
какой-нибудь забор, например, на улице Радищева, для свободной росписи, но нет
гарантии, что им дело и ограничится. Процесс неконтролируемый. Мы привлекали
учащихся художественных школ для росписи подземных переходов, но уже через
несколько дней поверх качественных рисунков были нанесены другие, сделанные
краской из баллончиков. Закон запрещает варварское отношение к имуществу
третьего лица. Граффити, по сути, наносят ущерб чужому имуществу.
Из словаря граффитиста
Граффити — изображение букв и предметов на любой гладкой вертикальной
поверхности. Надписи и рисунки на стенах и заборах. Современное течение
зародилось в метро и подземках в 80-е годы прошлого века, в Россию пришло
десятилетие назад. Родиной граффити считается Нью-Йорк, столицей —
Лондон. Райдеры — художники, занимающиеся росписью стен с помощью баллончиков с
краской. Монтана — фирма, производящая краску для граффити. Montana JAMS — один из первых в
России фестивалей граффитистов, проводится в Санкт-Петербурге. Таггинг — вид граффити-арта,
означает «вешать ярлык», оставлять метку о себе или своем пребывании типа
«Здесь был я». Бабл — стиль граффити, при котором буквы выглядят
раздутыми, как пузыри жевательной резинки. Wild style — «свободный
стиль», изображение букв в эстетике «непрочитывания». 3D — стиль граффити, предполагающий
объемное изображение.